Для Тамбовской области, как и для России в целом, транспорт является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры. Обслуживая все отрасли экономики, социальную сферу и население, выполняя перевозки к местам потребления практически всей продукции, а также обеспечивая поездки населения с трудовыми, культурно-бытовыми и другими целями, транспорт оказывает влияние на всю жизнедеятельность региона.

Историческая справка

История автомобильного транспорта общего пользования на территории Тамбовской области берет свое начало с конца 20-х годов XX столетия. В 1928 году в Тамбове открыто городское автобусное сообщение. В конце 1954 года началось строительство троллейбусного хозяйства. 

05 ноября 1955 года на улицы города Тамбова впервые вышло 10 троллейбусов, которые осуществляли движение по трем маршрутам, а на начало 1989 года в 2 троллейбусных парках находилось 185 единиц подвижного состава. Из них ежедневно 130 – 135 машин обслуживало около 20 существующих в то время троллейбусных маршрутов города. В 1959 году введено в эксплуатацию здание автовокзала «Северный» (на фото). В 1960 году организован таксопарк для перевозки пассажиров. В 1983 году введено в эксплуатацию здание автовокзала «Тамбов». В начале 1990-х годов на территории области действовало около 20  грузовых и пассажирских автотранспортных предприятий и автоколонн.

История управления автомобильным транспортом в Тамбовской области

В целях объединения работы всех отделений автогужтрестов, отошедших в Тамбовскую область от Воронежской и Куйбышевской областей, и объединения межрайонного автобусного движения в ноябре 1937 года организован  трест «Автогужтранс». Интересно, что предприятие гужевого транспорта города Тамбова, а с 1938 года до 60-х годов - гараж городского автобусного хозяйства, - размещались в здании Народного дома (на фото). Народный дом был построен в 1910 году, и только с ноября 1967 года, после ряда восстановительных работ и реконструкции, приобрел свой сегодняшний всем известный вид и стал концертным залом Тамбовской филармонии.  

В связи с быстрым развитием автомобильного транспорта в сентябре 1939 года автогужтрест был реорганизован в управление автомобильного транспорта Народного комиссариата автомобильного транспорта РСФСР. В марте 1946 года это управление реорганизовано в Тамбовский областной автотранспортный трест Главного управления западных и южных районов Министерства автомобильного транспорта РСФСР, с 1954 года - Главного управления автохозяйств Юга Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, с 1957 года - Главного управления автопредприятий Центра и Юга, с 1960 года - Главного управления автохозяйств Поволжья и Урала Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. В августе 1963 года автотранспортный трест  переименован в Тамбовское управление автомобильного транспорта Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. Постановлением Тамбовского совнархоза в сентябре 1958 года был организован транспортный трест, который осуществлял транспортные перевозки предприятиям и строительным организациям совнархоза, в том числе по железной дороге.  В соответствии с приказом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР в августе 1963 года был организован Тамбовский производственный автотранспортный трест «Сельхозтранс». В целях улучшения структуры управления автомобильного транспорта и ликвидации параллельных звеньев, и в связи с передачей автохозяйств и авторот в управление автомобильного транспорта оба треста ликвидированы в марте 1966 года. В августе 1967 года Тамбовское управление автомобильного транспорта Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР преобразовано в Тамбовское транспортное управление Республиканского объединения автомобильного транспорта Южных районов «Югавтотранс» Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. Основными задачами управления являлись организация и осуществление перевозок промышленных и сельскохозяйственных грузов; осуществление комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий; осуществление пассажирских перевозок в городах и рабочих поселках, а также между городами, районными и промышленными центрами. 

В 1991 году транспортное управление было преобразовано в государственное унитарное предприятие автомобильного транспорта «Тамбовавтотранс».  В 1999 году полномочия по организации транспортного обслуживания населения области отнесены к ведению администрации Тамбовской области. С целью реализации этих полномочий был создано структурное подразделение  администрации Тамбовской области  - Управление транспорта администрации Тамбовской области.  В 2002 году в целях реализации полномочий в сферах транспортного обслуживания населения и дорожной деятельности создан отдельный исполнительный орган государственной власти - управление транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области. 

В 2012 году из состава управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области выделены управление транспорта и управление автомобильных дорог.